Базарносызганский район

Поиск по сайту

Достопримечательности района

«Большие родники» (р.п. Базарный Сызган)


Настоящим памятником природы являются Большие родники в р.п. Базарный Сызган. История их создания уходит вглубь времени на многие десятилетия. Один из наших односельчан, Сергей Данилович Рогушин, который всю жизнь прожил возле Больших родников, рассказывал, что во время Великой Отечественной войны источник строго охранялся, возле него каждую ночь несли караул бойцы местной воинской части. Большие родники всегда были местом встреч наших односельчан. Люди ходили к ним не только, чтоб набрать ключевой воды, но и чтобы поговорить, послушать местные новости.

Вода из Больших родников пользуется спросом у жителей всего посёлка. Из всех уголков посёлка жители стараются брать воду именно из него. И не только из-за вкусовых качеств, но и химического состава. По химическому составу вода близка к дистиллированной, и способна долгое время сохраниться, не изменяя свои вкусовых свойств. Вода в  роднике сравнительно холодная, но люди регулярно употребляющие ее не простывают. Здесь проводят священные обряды во время православного праздника Крещения. Купания осуществляется также под родниковой водой.


Церковь Тихвинской Иконы Божией Матери.


с.Вороновка возникло около 400 лет назад. Главной достопримечательностью села является Церковь Тихвинской Божией Матери Церковь - каменная, колонная и колокольня построены в 1817 году, двух престольная, высотой 35 метров.

Построил ее великий русский архитектор Михаил Петрович Каринфский. Он проектировал и строил церкви с 1814 по 1930 годы в Самарской Губернии а также в Симбирской Губернии в с. Пятино и с.Вороновка. За последний проект он получает звание Академика.

Из поколений в поколения передается, что церковь строили пленные французы - солдаты Наполеона. Кирпичи для церкви делали за селом, глина была пригодна для этого материала, и в настоящее время на том месте, где брали глину, остались большие ямы. Раствор для кладки кирпича месили из извести и мела с добавлением куриных яиц, вокруг церкви была выложена из камня стена. Её границы можно увидеть и сейчас. Звон колоколов был слышен за 15 километров. Последнего священника репрессировали в 1933 году и церковь закрыли. Из приданий об этой церкви:

- если встать под купол церкви и загадать желание, то оно обязательно сбудется. До сих пор кладоискатели ходят вокруг церкви и ищут клад, который будто бы был закопан около церкви. Но его так и никто и не нашел. В настоящее время церковь разрушена, но так и не потеряла своей красоты


Братская могила бойцов Инзенской Революционной дивизии, погибших в боях с белогвардейцами, 1918г. (р.п. Базарный Сызган).


В июле 1918 года на станцию Базарная стали прибывать части Красной Армии под командованием Яна Лациса. Видземский полк латышских стрелков, а позднее части Инзенской дивизии героически сражались с белочехами, стойко обороняя подступы к станции Инза. Бои с белочехами шли от Сызрани до Барыша. Здесь дивизия остановила противника, не пустив его дальше на Запад.

После одного из боев на станцию подошёл поезд с платформой, на ней лежало четверо убитых красноармейцев. Всех их похоронили в братской могиле. После окончания Гражданской войны был подан запрос о выделении средств на строительства памятника, Верховный Совет выделил средства. На Братской могиле был установлен деревянный памятник. Литейщик Коган изготовил из чугуна звезду и венок, которыми был увенчан обелиск. Мемориальная доска была заказана в Москве, на ней из мрамора высечено: «Здесь похоронены бойцы Инзенской дивизии, павшие в боях с белочехами в 1918 году».

В 1953 году воинская часть, расквартированная в р.п.Базарный Сызган, соорудила обелиск из камня. Из писем воинской части и родственников удалось установить две фамилии, похороненных в Братской могиле. Это Иван Васильевич Лунин и его двоюродный брат Василий Егорович Курлатов. С родственниками Лунина и Курлатова долгое время вела переписку Базарносызганская средняя общеобразовательная школа №2. К сожалению, в настоящее время переписка утеряна.


Святой родник «Грузинской иконы божьей матери»


Село наше маленькое, но даже у него есть своя история, свои досто¬примечательности. Многим из них больше ста лет. Одним из таких мест является наш святой родник.

Почему из всех родников именно этот стал называться святым? «Святым» его стали называть ещё в 19 веке. История этого родничка хоть и грустная, но поучительная. Много пришлось пережить ему бед и страда¬ний, так же как и жителям этого села.

После прихода к власти большевиков в селе наступили тяжёлые, голод¬ные времена. В селе почти не осталось мужчин, многие не вернулись с войны, всю сложную работу приходилось выполнять женщинам. Главным управляющим села был красногвардеец Григорий. Уж как ему не нрави¬лось, что жители села каждое воскресенье и субботу ходят по утрам на церковные службы. Вот по его приказанию была сломана церковь, и в по¬следствии переоборудовали её под сельский дом культуры. Именно это и стало самым суровым испытанием для сельчан. Жители села всё же нашли выход из сложившейся ситуации. На светлой поляне по улице Черемшан был поставлен крест с распятием (резьба по дереву) ручной работы сель¬ского мастера. Опять возобновились церковные службы. Никак не мог ус¬покоиться управляющий Григорий.

Приказал он трактористу вырвать крест и перепахать поляну. Ослу¬шаться в ту пору было, всё равно, что подписать себе смертный приговор. Ведь судили на селе без суда и следствия, такие как управляющий Григо¬рий и раскулачивали. Вот и вырвали крест, перепахали поляну, но каково же было удивление, когда на месте вырванного столба появился родничок. Известно что здесь и была обретена икона Грузинской Божией Матери. Но когда это было, и при каких обстоятельствах - неизвестно. Но удалось вы¬яснить, что в настоящее время икона цела и находится в Базарном Сызгане в семье верующих. Лик Грузинской Божьей матери не всем дано было увидеть. С этих пор люди и стали называть родничок «святым». Так и про¬должались служения и празднования церковных праздников, но теперь уже у святого родничка.

До сих пор имеются случаи чудесного исцеления больных у родника. Один из достоверных случаев произошел во время молебна на Пасху 1997 г. Женщина (Светлана), страдавшая серьезным женским заболевани¬ем (уже сдавшая анализы и готовившаяся после праздника лечь в больницу в Ульяновске) во время службы на роднике не побоялась встать ногами в холодную воду. Она рассказывала что с верою и надеждою просила Ма¬тушку нашу Заступницу, Владычицу о удачном лечении и уменьшении страданий. Какова же была ее радость и благодарность в душе, когда врачи в больнице с удивлением сообщили ей, что она полностью здорова и нет даже никаких признаков былого тяжелого заболевания. Говорят, что по¬добных исцелений от водички родника здесь многое множество, но люди стесняются рассказывать об этом, да и опасаются создавать излишнюю шумиху и суету. В священном писании сказано, что добро надо творить тайно...

Бабушки рассказывали, что до сих пор в роднике время от времени находят небольшие камни с изображениями ликов Божией Матери и пре¬подобного Серафима Саровского. Удивительно и то, что 20 лет назад од¬ной из жительниц села (Евдокии Анашкиной) в роднике явилось редкое изображение иконы Серафима Саровского. Никогда прежде она не видела подобного. Кроме прочих деталей, Святой изображен был во весь рост. Она запомнила икону, побежала в село, позвала знакомых, чтобы удосто¬верились. Но никому после редкое изображение не являлось. Наверное, кто-то усомнился в истинности слов бабушки, кто-то подумал о том, что желаемое было принято за действительность, да и как она призналась нам, сама уж было стала сомневаться: не привиделось ли? Но какова же была радость и каково удивление, когда спустя несколько лет, приехав к дочери в Челябинскую область, она увидел редкую икону в местном храме одного села. Даже детали когда-то увиденной иконы совпадали!

Многие жители села считают, что когда пьёшь эту воду, то прохо¬дят боли в горле, а ещё вода из этого родника может стоять долго свежей с приятным мягким вкусом. На крещенские праздники в 30 градусный мороз обливаются люди водой, и никто ещё не заболел.

До сих пор к роднику совершают паломничество верующие и страж¬дущие исцеления не только из соседних сел, но и соседних областей ( Пен¬зенской). Особенно много паломников собирается на престольный празд¬ник - 4 сентября. Родник очень популярен, находится в исключительно живописном месте. Исстари считается, что молившиеся перед Грузинской иконой Божией Матери избегали смертельной болезни.

Очень часто жители села пользуются родником. Родничок расположен в 5 метрах от реки Эмбелейки, под склоном крутого холма. К нему можно подойти с двух сторон. Первый подход с холма неудобен тем, что очень крутой спуск, в дождливую погоду и зимой опасность падения велика. Ос¬новной подход считается с улицы Черемшан. Путь к нему хорошо утоптан по земляной дороге до пол пути, а дальше вымощен досками, как тротуар. Перед мостом стоит большой жёлтый крест (около 8 м в высоту). Крест этот очень хорошо виден проезжающим по дороге. За мостиком до самого родничка продолжается дощатый настил.

В 2002 году были обновлены все постройки вокруг родничка и сам род¬ничок (сруб). Над срубом построили новый домик с дверцей, положили трубу из которой бежит, журча, водица, покрасили все постройки в синий цвет. Рядом стоит столик и лавочка для прихожан. Часто школьники при¬ходят на экскурсию к родничку, убираются около него. Жители села с ак¬куратностью относятся к святому месту.

В метрах 10 стоит красуется часовенка. Во времена больших право¬славных праздников приезжает к нам в село батюшка и ведёт церковные службы. У родничка собираются почти все жители села. Слышны церков¬ные пения, многие наши бабушки присоединяются к поющим. Придя в обычный будний день, обязательно увидишь у родничка свежие цветы и гостинцы. В метрах пяти на дереве прикреплена икона Грузинской Божьей матери, лик которой был обнаружен в этом родничке около 30 лет назад. Вера людей выдержала всё, не сломилась, да ещё и приобрела «святой» родничок.


Храм Дмитрия Солунского

Об истории создания церкви существует несколько версий. Во время беседы с протоиереем Николаем Шитовым, настоятелем Дмитриевской церкви, удалось узнать точную дату начала строительства, хотя имя архитектора утеряно. Это 14 августа 1865 года, день Первого Спаса. По обычаю в этот же день освящали воду, это день крещения великого князя Владимира. И в этот же день было освящено место под церковь.

Первая же церковь в Базарном Сызгане была расположена на том месте, где сейчас находится РДК. По предположениям, она была деревянной и сгорела в 1812 году.

Одновременно с основной было начато в 1865 году строительство деревянной церкви на кладбище, которая была возведена всего за девять месяцев. А строительство церкви в центре поселка длилось  десять лет, видимо, стремились сделать ее  действительно красивой, особенной, что, кстати, вполне удалось.

Из архивных источников протоирею Николаю Шитову известно, что эта церковь «сооружена тщанием Симбирского почетного горожанина Андрея Корниловича  Щербакова и особенно попечением его сына Алексея Андреевича». Существует версия, что у владельца картонной фабрики Щербакова в возрасте 14 лет умер сын Дмитрий, в  память о котором была построена и именована церковь. Предполагается, что именно отец Щербаков захоронен на территории  церкви как почетный прихожанин, внесший большой вклад в создание божьего храма. Здесь при восстановительных работах был  обнаружен склеп с гробом.

Дмитриевская церковь снаружи внизу была расписана стенной живописью художником Рукавишниковым, роспись внутренних стен церкви принадлежала мастерству руки Полежаеву и мастеру иконостасных дел Дубову.

Существуют сведения, что при Дмитриевской церкви была большая библиотека  и церковноприходская школа, построенная на пожертвования «почитаемого всеми  Отца Сергеева 100 рублей, от базарносызганского фабриканта Н. С. Белоусова 100 рублей и кирпича под фундамент и печи;  вся классная мебель от купеческого сына Александра Григорьевича Щербакова и деньгами 50 рублей, от проживающего в  селе Базарный Сызган австрийского подданного В. Ф. фон-Прафановича и теса до 100 штук. Всего от разных благотворителей  на школу пожертвовано 280 рублей серебром.

Согласно другой версии, строительство церкви связано с памятью князя Дмитрия в честь 500-летия Куликовской битвы, так как дата начала строительства совпадает с датой Куликовского сражения и князь Дмитрий носил имя Великомученика Дмитрия Соломовского.

Сейчас храм во имя Дмитрия Солунского  является памятником истории и культуры, находится под надзором Отдела охраны объектов культурного наследия Ульяновской области.

«В 1865 году на возвышенном месте в центре села была заложена трехпрестольная каменная церковь во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского с боковыми пределами: южный   предел - Успенья Пресвятой Богородицы, северный предел - во имя  Святого Николая. Построена в 1875 г. на  средства почетного гражданина Алексея Андреевича Щербакова. Освящена 10 июля 1875 года.  Расписана внутри в 1888 году, иконостас расписан художником Рукавишниковым, полностью расписана в 1896 году художником Полетаевым. В 1898 расписана снаружи. В 1900 году в подвале установлена калориферная печь. С 1932 по 1988 годы богослужения в церкви не проводились. Вновь церковь была открыта для богослужения 7 ноября 1988 года. Храм пятикупольный, построен в эклектическом стиле. Ядром его является четверик с полукруглой абсидой. С западной стороны к нему примыкает каменная четырехгранная в основании и восьмигранная в верхних ярусах колокольня. Изящный четверик храма освещается окнами, расположенными на барабане центральной главы, а также парными окнами второго света и более крупными окнами первого уровня южного и северного фасадов. Окна с ампирными решетками и со сложными переплетами с двумя парами стрельчатых арочек наверху и входы — полуциркульные с профилированным обрамлением. Пять глав на многогранных барабанах над храмом и колокольня увенчаны луковками с шестиконечными крестами. Полуциркульные проемы звона прорезаны только по сторонам света. На углах верхних ярусов колокольни огибающие лопатки поддерживают упрощенный антаблемент с карнизом малого выноса и объединены килевидными сандриками. Вход колокольни выполнен в виде арочного перспективного портала на полуколоннах с многоступенчатой полукруглой папертью. Над входом икона Спасителя. Со стороны южного фасада - могила Андрея Корниловича Щербакова с надгробным крестом. Территория церкви по периметру ограждена металлической решетчатой изгородью с воротами, увенчанными крестами. Внутри храм и притвор соединяются широким арочным проемом, с профилированным обрамлением с надписью: «Свет храма твоего в правде». В центральном алтаре, перекрытом конхой, уцелела основа напрестольной сени. Основной объем храма перекрыт парусным сводом, поддерживаемым двумя рядами квадратных столбов на высоких основаниях, соединенных арками и куполом в центральной части, с его шелюги опускается цепь с паникадилом. Четырехъярусный иконостас основного храма сохранил раннебарочную архитектурную основу: иконы над профилированным цоколем разделены витыми полуколоннами. В первом ярусе иконы вертикальные с арочным завершением и заплечиками, во втором - лежачие с полукружиями по бокам. В третьем - вертикальные с арочным завершением и заплечиками. Профилированные обрамления икон завершены лучковыми сандриками, в третьем и четвертом ярусах - вертикальные с арочным завершением и заплечиками. Солея в три ступени имеет прямоугольный амвон, солеи перед предельными иконостасами также прямоугольные. В боковых пределах сохранились трехъярусные иконостасы с сохранившейся деревянной резьбой и царскими вратами. В храме сохранились старинные иконы: в главном пределе - в центре храмовая икона «Дмитрия Солунского», слева - «Богоматери», справа — «Спасителя». В южном пределе — в центре «Святой Троицы», слева и справа - пророки, во втором ряду в центре «Господь на престоле со Святой Богородицей и Иоанном Крестителем» и по 3 иконы Святых апостолов. В южном пределе наверху - «Матерь Божья». На северной стене храма находится икона «Собор Архистратига Михаила», на южной стене икона «Смоленской Божьей Матери», у центральной левой колонны - установлен сохранившийся крест со Спасителем, на центральном столбе справа установлена икона «Троеручеца с Афона» (копия), сделанная в 1906 году. Исторические стенные росписи внутри храма не сохранились.

Предметом охраны являются фундаменты, несущие конструкции, декоративные украшения, живопись, предметы декоративного искусства, планировка и объемно-пространственное решение храма, форма и материал заполнения оконных и дверных проемов.

Архитектурные особенности храма и его история вызывают огромный интерес и способствует развитию туризма в районе.


Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, 1970г. (р.п. Базарный Сызган).


9 мая 1974 года - день открытия памятника-обелиска погибшим землякам в годы ВОВ.

Увековечить память наших погибших земляков было общим желанием населения, и инициатива была поддержана поселковым Советом. Обелиск находится около здания  Базарносызганской средней общеобразовательной школы № 1 (р.п. Базарный Сызган, ул. Советская, 86)


«Исток реки Инза» (с. Вороновка)


Исток берет начало в полутора километрах от села Вороновка, на границе с Барышским районом. По Базарносызганскому району протяженность реки составляет  25 километров,  до села Аристовка. Также протекает по Инзенскому, Никольскому району и  впадает в правый приток Суры, близ поселка Сура. Водится рыба мелкая, а также щука, ондатры и бобры.

 

    Пресс-релиз