Базарносызганский район

Поиск по сайту

Проект Федерального Закона "Об участии граждан в охране общественного порядка"

Проект Федерального Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка»

Вносится депутатами
Государственной Думы
Васильевым В.А., Абельцевым С.Н., Волковым А.Н., Гудковым Г.В., Гуровым А.И.,
Илюхиным В.И., Колесниковым В.И., Москальковой Т.Н., Розуваном А.М.,
Чернявским В.С., Водолацким В.П., Бурносовым А.Л.,
членами Совета Федерации Александровым А.И., Трофимовым Е.Н.,
Федоровым В.И., Чекалиным А.А., Кавджарадзе М.Г.

 

Проект № 146414-5

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об участии граждан в охране общественного порядка

 

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом правового регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в охране общественного порядка.

 

Статья 2. Правовые основы участия граждан в охране общественного порядка

Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляет Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в их исполнение иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.

Статья 3. Принципы участия граждан в охране общественного порядка

Основными принципами участия граждан в охране общественного порядка являются:

1) законность;

2) приоритетность защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) право каждого на самозащиту от правонарушений всеми способами, не запрещенными законом;

4) взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления;

5) недопустимость подмены полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Статья 4. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка

1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников и работников органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе привлекать граждан для содействия указанным органам в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка

1. Федеральные органы государственной власти в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на участие в охране общественного порядка в пределах своих полномочий:

1) разрабатывают и реализуют федеральные и ведомственные целевые программы по участию граждан в охране общественного порядка;

2) рассматривают гражданские инициативы в области охраны общественного порядка, имеющие общероссийское значение;

3) оказывают правовую, социальную, информационную, методическую и иную поддержку гражданам, их объединениям, участвующим в охране общественного порядка;

4) поощряют граждан, участвующих в охране общественного порядка;

5) реализуют другие меры по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:

1) разрабатывают, принимают и реализуют региональные целевые программы по участию граждан в охране общественного порядка, а также участвуют в реализации соответствующих федеральных целевых программ;

2) рассматривают гражданские инициативы в области охраны общественного порядка, имеющие региональное значение;

3) оказывают правовую, социальную, информационную, методическую и иную поддержку гражданам, их объединениям, участвующим в охране общественного порядка;

4) поощряют граждан, участвующих в охране общественного порядка, используют иные формы стимулирования их участия в охране общественного порядка;

5) реализуют другие меры по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Органы местного самоуправления в целях создания условий для участия населения муниципального образования в охране общественного порядка вправе:

1) разрабатывать и вносить предложения органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки участия граждан, их объединений в охране общественного порядка;

2) принимать муниципальные правовые акты, регулирующие участие граждан в охране общественного порядка;

3) разрабатывать, принимать и выполнять муниципальные целевые программы по участию граждан в охране общественного порядка, а также участвовать в реализации соответствующих федеральных и региональных целевых программ;

4) оказывать правовую, социальную, информационную и методическую поддержку гражданам, их объединениям, участвующим в охране общественного порядка;

5) рассматривать гражданские инициативы в области охраны общественного порядка, имеющие местное значение;

6) обобщать и распространять положительный опыт участия граждан в охране общественного порядка;

7) взаимодействовать по вопросам участия граждан в охране общественного порядка на территории муниципальных образований с органами внутренних дел, другими органами, уполномоченными осуществлять охрану общественного порядка;

8) поощрять граждан, участвующих в охране общественного порядка, использовать иные формы стимулирования их участия в охране общественного порядка;

9) реализовывать предусмотренные законодательством Российской Федерации другие меры по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка.

 

Глава II. Основные формы участия граждан в охране общественного порядка

 

Статья 6. Реализация права граждан на участие в охране общественного порядка

1. Каждый гражданин вправе участвовать в охране общественного порядка самостоятельно или совместно с другими гражданами.

2. Граждане, самостоятельно участвуя в охране общественного порядка, вправе:

1) принимать меры, не противоречащие законодательству, по самозащите своих прав и свобод в сфере общественного порядка;

2) содействовать органам внутренних дел, другим органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка;

3) сотрудничать на внештатной основе с органами внутренних дел;

4) обращаться с предложениями по вопросам охраны общественного порядка в органы, уполномоченные осуществлять охрану общественного порядка.

3. Граждане, объединяясь в целях охраны общественного порядка, вправе:

1) участвовать в деятельности общественных объединений, задачами которых является участие в охране общественного порядка;

2) участвовать в охране общественного порядка при осуществлении территориального общественного самоуправления;

3) участвовать в деятельности народных дружин.

4. Нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами могут предусматриваться другие, не противоречащие федеральным законам, формы реализации права граждан на участие в охране общественного порядка.

 

Статья 7. Принятие гражданами мер по самозащите прав и законных интересов в сфере общественного порядка

1. В целях самозащиты прав и законных интересов в сфере общественного порядка граждане вправе:

1) обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

2) защищать в суде свои права и законные интересы;

3) обращаться в редакции средств массовой информации (газет, журналов, телевидения и другие), неправительственные и общественные организации;

4) применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости;

5) предъявлять основанные на законе требования к гражданам и должностным лицам о прекращении противоправного посягательства;

6) оказывать помощь гражданам, жизни, здоровью и собственности которых угрожает опасность.

2. Гражданин вправе в целях самозащиты прав и законных интересов в сфере общественного порядка принимать иные не запрещенные законодательством Российской Федерации меры.

 

Статья 8. Содействие граждан органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка

1. В целях содействия органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, граждане вправе:

1) информировать эти органы о правонарушениях и угрозах общественному порядку;

2) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка, проводимых данными органами;

3) участвовать на добровольной и безвозмездной основе в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно- зрелищных и иных массовых мероприятий;

4) по приглашению органов, уполномоченных охранять общественный порядок, участвовать в работе их координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий).

2. Граждане вправе оказывать иное содействие органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, разрешенное законодательством Российской Федерации.

 

Статья 9. Сотрудничество на внештатной основе с органами внутренних дел

1. Граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста и способные по своим личным и деловым качествам участвовать в охране общественного порядка, могут оказывать помощь органам внутренних дел в качестве их внештатных сотрудников.

2. Внештатным сотрудником не могут быть граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) состоящие на учете в лечебно-профилактических учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;

3) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

4) ранее осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления;

5) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

6) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений против порядка управления или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;

7) не имеющие регистрации по месту жительства.

3. Внештатное сотрудничество предполагает долговременное и добровольное участие граждан в охране общественного порядка под непосредственным руководством должностных лиц органов внутренних дел, а также в оказании помощи в выполнении полномочий указанных должностных лиц.

4. Порядок организации, основные направления и формы деятельности внештатных сотрудников определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

5. Внештатный сотрудник, участвуя в охране общественного порядка, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) участвовать в случае его привлечения органами внутренних дел в мероприятиях по охране общественного порядка;

3) оказывать помощь сотрудникам органов внутренних дел при задержании лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, и в доставлении задержанных в орган внутренних дел, орган местного самоуправления или другие места для выяснения их личности и обстоятельств нарушения;

4) охранять самостоятельно или по просьбе сотрудников органов внутренних дел места происшествия, обеспечивать сохранность вещественных доказательств совершения правонарушений;

5) оказывать сотрудникам органов внутренних дел содействие во временном ограничении или запрещении движения граждан и транспортных средств, в ограничении допуска граждан на отдельные участки местности и их оцеплении, в обеспечении вынужденного пребывания там граждан и выводе их с этих участков;

6) отказаться от исполнения обязанностей в случае, если по его предположению могут подвергнуться опасности его жизнь и здоровье.

6. Внештатный сотрудник, участвуя в охране общественного порядка, обязан:

1) добросовестно выполнять распоряжения и указания уполномоченных сотрудников органов внутренних дел, при участии в мероприятиях, проводимых указанными органами;

2) знать и соблюдать требования законодательства в области охраны общественного порядка;

3) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;

4) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности и общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения внештатным сотрудником указанных событий или фактов принять меры к предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица, его совершившего, и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел;

5) принимать меры по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

6) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с деятельностью внештатных сотрудников, и материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляется за счет средств, выделяемых на содержание органов внутренних дел.

 

Статья 10. Участие граждан в охране общественного порядка при осуществлении территориального общественного самоуправления

1. Граждане, защищая от преступных и иных противоправных посягательств свои жизнь, здоровье и собственность, при осуществлении территориального общественного самоуправления с уведомлением органов местного самоуправления могут участвовать в охране общественного порядка в пределах соответствующих территорий их проживания.

2. Порядок взаимодействия граждан при охране общественного порядка с органами внутренних дел определяется совместным решением соответствующих органа местного самоуправления, на территории которого осуществляется территориальное общественное самоуправление, и органа внутренних дел.

 

Статья 11. Общественные объединения, участвующие в охране общественного порядка

1. Граждане могут участвовать в деятельности общественных объединений, задачами которых является участие в охране общественного порядка и оказание содействия органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка.

2. Общественные объединения, указанные в настоящей статье, в своей деятельности руководствуются Федеральным законом «Об общественных объединениях». На них не распространяются положения главы III настоящего Федерального закона.

 

Глава III. Порядок создания и деятельности народных дружин

 

Статья 12. Создание и организация деятельности народных дружин

1. Для решения населением вопросов местного значения по охране общественного порядка органами местного самоуправления на территории муниципального района или городского округа могут создаваться народные дружины, участие в которых граждан осуществляется на добровольной основе.

2. Народные дружины действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также положениями о народных дружинах. На деятельность народных дружин не распространяется действие Федерального закона «Об общественных объединениях».

3. Типовое положение о народных дружинах принимается законом субъекта Российской Федерации и определяет:

1) цели, задачи, принципы и направления деятельности народных дружин;

2) порядок формирования и функционирования народных дружин;

3) обязанности и права народных дружинников;

4) условия и порядок приема в народные дружины и отчисления из нее;

5) образцы удостоверения и форменной одежды народного дружинника;

6) систему руководства народными дружинами и полномочия органов управления (штабов) народных дружин.

4. На основе типового положения органы местного самоуправления, создавшие народные дружины, принимают положения о конкретных народных дружинах.

5. Не допускаются создание народных дружин при общественных объединениях (в том числе политических партиях) и их органах, а также создание и деятельность организационных структур политических партий в народных дружинах.

6. Орган местного самоуправления, создавший народную дружину, в двухдневный срок со дня ее создания обязан уведомить об этом соответствующий орган внутренних дел.

 

Статья 13. Руководство деятельностью народных дружин

1. Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют органы местного самоуправления, принявшие решение об их создании.

2. Непосредственное руководство деятельностью народных дружин осуществляют органы управления народными дружинами (штабы), возглавляемые должностными лицами, уполномоченными соответствующими органами местного самоуправления.

3. Органы управления народных дружин (штабы) могут осуществлять свою деятельность в качестве муниципального учреждения или в иных организационно-правовых формах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В целях координации деятельности народных дружин на территории субъекта Российской Федерации органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут создавать органы координации деятельности народных дружин (штабы).

 

Статья 14. Порядок приема в народную дружину и исключения из нее

1. В народную дружину принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народного дружинника.

2. Прием в народную дружину и отчисление из нее осуществляются по решению органа управления народной дружины (штаба), которое утверждается соответствующим органом местного самоуправления.

3. В народную дружину не могут быть приняты граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма и наркомании;

3) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

4) ранее осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления;

5) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

6) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений против порядка управления или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;

7) не имеющие регистрации по месту жительства.

4. Народный дружинник может быть исключен из народной дружины в следующих случаях:

1) на основании личного заявления народного дружинника;

2) при наступлении обстоятельств, перечисленных в части 3 настоящей статьи;

3) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований положения о народной дружине или фактическим самоустранением от участия в ее деятельности.

 

Статья 15. Удостоверение и форменная одежда народных дружинников

1. При осуществлении охраны общественного порядка народные дружинники должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а в случае, если законами субъектов Российской Федерации для народных дружинников предусматривается форменная одежда, то охрана общественного порядка осуществляется в форменной одежде.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают единые образцы удостоверений и форменной одежды народных дружинников, которые не должны быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотрудников органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка, или военнослужащих.

 

Статья 16. Права народных дружинников

Народный дружинник, участвуя в охране общественного порядка, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) участвовать в случае привлечения его к мероприятиям по охране общественного порядка, проводимым органами внутренних дел, совместно с их сотрудниками в проверке документов у граждан, а также в производстве досмотра транспортных средств;

3) оказывать содействие сотрудникам органов внутренних дел в задержании лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, и в доставлении задержанных в орган внутренних дел, орган местного самоуправления или другие места для выяснения их личности и обстоятельств нарушения;

4) охранять самостоятельно или по просьбе сотрудников органов внутренних дел места происшествия, обеспечивать сохранность вещественных доказательств совершения правонарушений;

5) содействовать органам внутренних дел во временном ограничении или запрещении движения граждан и транспортных средств, в ограничении допуска граждан на отдельные участки местности и их оцеплении, в обеспечении вынужденного пребывания там граждан и выводе их с этих участков;

6) отказаться от исполнения обязанностей в случае, если по его предположению могут подвергнуться опасности его жизнь и здоровье.

 

Статья 17. Обязанности народных дружинников

1. Народный дружинник, участвуя в охране общественного порядка, обязан:

1) добросовестно выполнять законные распоряжения командира народной дружины, а также уполномоченных сотрудников органов внутренних дел, при участии народного дружинника в мероприятиях, проводимых указанными органами;

2) знать и соблюдать требования законодательства в области охраны общественного порядка;

3) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

4) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;

5) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности и общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения народным дружинником указанных событий или фактов принять меры к предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица его совершившего и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел, либо командиру народной дружины;

6) принимать меры по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

2. Нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их полномочий, могут быть предусмотрены иные обязанности народных дружинников.

 

Статья 18. Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы и оружия самообороны

1. Народные дружинники, участвуя в охране общественного порядка, могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Народные дружинники, участвуя в охране общественного порядка, могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие самообороны, не относящееся к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному, для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие самообороны, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

3. Народным дружинникам, участвующим в охране общественного порядка, запрещается:

1) применять физическую силу и оружие самообороны для пресечения правонарушений, за исключением состояния, указанного в частях 1 и 2 настоящей статьи, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения;

2) иметь при себе оружие самообороны во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании или иных массовых акциях.

4. О каждом случае применения физической силы и (или) оружия самообороны, повлекшем причинение вреда здоровью человека, народный дружинник обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия и командиру добровольной народной дружины (в орган управления народной дружины (штаб).

 

Статья 19. Ответственность народного дружинника

1. За неправомерные действия при осуществлении охраны общественного порядка народный дружинник несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам неправомерными действиями народного дружинника, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за счет средств органа местного самоуправления, принявшего решение о создании народной дружины, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

3. Неправомерные действия народного дружинника могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Статья 20. Финансовое и материально-техническое обеспечение народных дружин

1. В случае если органом местного самоуправления принято решение о создании народной дружины, то ее финансирование и материально-техническое обеспечение является расходным обязательством муниципального образования.

2. Дополнительными источниками народных дружин могут быть благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оказывать финансовую и материально-техническую поддержку деятельности народных дружин созданных в муниципальных образованиях.

 

Статья 21. Взаимодействие народных дружин при участии в охране общественного порядка с органами внутренних дел и иными органами, уполномоченными осуществлять охрану общественного порядка

1. При проведении в границах (на территории) муниципального образования органами местного самоуправления силами народных дружин мероприятий по решению вопросов местного значения по охране общественного порядка органы управления (штабы) народных дружин обязаны заблаговременно согласовывать с органами внутренних дел и иными органами, уполномоченными осуществлять охрану общественного порядка, планы работы народных дружин, место и время проведения соответствующих мероприятий, количество привлекаемых к ним дружинников.

2. Органы внутренних дел и иные органы, уполномоченные осуществлять охрану общественного порядка, привлекая народные дружины для их участия в мероприятиях по охране общественного порядка, обязаны обеспечить безопасность народных дружинников.

3. Порядок взаимодействия народных дружин с органами внутренних дел и иными органами, уполномоченными осуществлять охрану общественного порядка, определяется совместным решением соответствующих органа местного самоуправления и органа внутренних дел или иного органа, уполномоченного осуществлять охрану общественного порядка на территории муниципального района или городского округа.

 

Статья 22. Особенности создания и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ

1. Положения статей 13-21, 23 настоящего Федерального закона распространяются на деятельность народных дружин из числа членов казачьих обществ, за исключением особенностей, указанных в настоящей статье.

2. Назначение командира народной дружины из числа членов казачьих обществ осуществляется органом местного самоуправления по рекомендации руководителя (атамана) местного казачьего общества и по согласованию с руководителем соответствующего органа внутренних дел.

3. Народные дружинники выполняют обязанности по охране общественного порядка в форме одежды, установленной для членов данного казачьего общества, с дополнительной отличительной нагрудной и нарукавной символикой, установленной органами местного самоуправления.

4. Планы деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ согласовываются с атаманами местного казачьего общества и с соответствующим органом внутренних дел.

5. В качестве дополнительных источников финансирования народных дружин из числа членов казачьих обществ, их материально-технического обеспечения, могут быть средства казачьих обществ.

6. Казачьи общества могут привлекаться к охране общественного порядка также на основании договоров, заключенных между органом местного самоуправления и казачьим обществом. В этом случае на привлекаемых к службе членов казачьих обществ распространяются положения статей 16-19 настоящего Федерального закона.

7. Форма типового договора о несении казачьим обществом службы по охране общественного порядка устанавливается Министром внутренних дел Российской Федерации.

 

Глава IV. Гарантии правовой и социальной защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка, формы их поощрения

 

Статья 23. Гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников и внештатных сотрудников

1. Народные дружинники и внештатные сотрудники при исполнении общественных обязанностей находятся под защитой государства.

2. На народных дружинников и внештатных сотрудников распространяются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством для исполнения работниками общественных обязанностей.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка.

4. Народные дружинники и внештатные сотрудники не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю в случаях, предусмотренных федеральным законом.

 

Статья 24. Поощрение граждан, участвующих в охране общественного порядка

1. Граждане, активно участвующие в охране общественного порядка, могут быть поощрены, в том числе путем объявления благодарности, награждения грамотой, выдачи ценного подарка или денежной премии.

2. За особые заслуги в охране общественного порядка, проявленные при этом личное мужество и героизм, граждане могут в соответствии с законодательством Российской Федерации представляться к награждению государственным наградами Российской Федерации.

 

Глава V. Заключительные положения

Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 года.

 

 

Президент

Российской Федерации

    Пресс-релиз