Базарносызганский район

Поиск по сайту

Происхождение сёл Базарносызганского района

(Из архива редакции районной газеты "Новое время": по документальным материалам, собранным учителем истории Е.К. Старостиным, краеведом К. Селивановым).
(Орфография, стилистика сохранены).

ВОРОНОВКА

Село возникло предположительно около 500 лет назад. На десятки километров вокруг этого места простирались дремучие леса. Впоследствии, когда купцы из Базарного Сызгана и Карсуна ездили за товаром в Кузнецк, здесь уже был тракт, а по тракту постоялый двор, где люди и лошади отдыхали. Но место оставалось все-таки глухим. В пути на обозы нападали разбойники и грабили их. В данном же месте это случалось особенно часто. Отсюда, видимо, и укоренилось нынешнее название села - Вороновка. При первом здешнем помещике оно так и называлось.

Село состоит из пяти улиц, каждая из которых имеет свое русское, во многом уже историческое название. Карауловка- от слова «караулить» (где по тракту когда-то была караулка), Березнявка - от бывшего здесь прежде березняка. Загибуловка была, видимо, самой невидной и бедной, как и Мазановка - от мазанки из глины. А самая длинная улица села и сейчас носит название Долгого порядка.

Преобладающая национальность жителей села - русские, но есть мордва, чуваши, татары. Основными распространенными фамилиями в селе были Козловы и Грачевы.

Около 200 лет назад в селе была построена церковь с колокольней. Закрыта была в 1933 году. Село отмечает два престольных праздника: это Иван Богослов – 9 октября и Тихонская - 29 июня. В этот день возле церкви бывала ярмарка, гости приезжали из соседних сел. Продавали всякую мелочь, рыбу, игрушки, конфеты. Чисто базарных дней в селе не было, жители ездили на базар в соседнее село Папузы.

ГОДЯЙКИНО

Селу этому около 300 лет. Начало ему положил Годяй-атя, или отец по-русски. Первые дома в селе Годяйкино были построены по улице Вяли Ютка (Средняя). Следующая улица, Вечкетынка (любимая), была самая красивая и зеленая. Даже из других деревень приходили сюда люди на различные гулянья. Последняя улица носила название ПокшеЛанга (Большая дорога), а самая маленькая называлась Панды Пря (Вершина горы).

Возле старой библиотеки был когда-то острог для пересыльных. Через село гнали в кандалах арестантов из Москвы. Через каждые восемь верст - остановка. Одна из них была в Годяйкине. При Екатерине II от Годяйкина до Базарного Сызгана была хорошая дорога и березовые аллеи.

Жители Годяйкина – мордва (эрзя)-никогда не были крепостными. Жили в домах типа землянок. До основного развития села - в глухом лесу. Лес вокруг был огромный, непроходимый. Село же образовалось в основном после отмены крепостного права. Жители занимались хлебопашеством, ткали холсты, занимались ямщиной. Ездили до Пензы, Симбирска, Кузнецка, Сызрани на лошадях. Содержали трактиры, кабаки, винные лавки (казенки).

Через село протекает небольшая речка Чуди Ведь (Текущая вода). А к югу от села, примерно километрах в трех, есть курган. По преданию, в кургане том захоронены воины Степана Разина: восставшие крестьяне во главе с атаманом прошли и по этим местам.

До 1870 года в Годяйкине не было своей церкви, село не имело и кладбища. Жители ходили в церковь за семь километров в село Сирсеево Пензенской области. Хоронили умерших тоже там. Когда народом была построена церковь, в селе открыли церковно-приходскую трехклассную школу. Учились в ней в основном мальчики, а девочки пряли, ткали, вязали. Это была и наука их, и судьба. В церкви после открытия было много дорогих икон из кипарисового дерева, писанных хорошими иконописцами.


КРАСНАЯ СОСНА

Есть две версии возникновения села. Первая записана от Виктора Ивановича Лунеева.

«Образовалось село в 1700 году, значительно позже Знаменского Сюксюма. Где сейчас стоит клуб, в то время была поляна, в середине ее... росла красная сосна. На закате солнца, если на нее посмотреть, она в самом деле была красной. Так как это место было очень хорошее, то сюда приходили из соседних сел на гулянья, христианские праздники, на Пасху, Троицу. Как известно, первые дома здесь появилась на Каменной горе, а жители их были, видно, беглые крестьяне-крепостные. Во время крепостничества в лесах вообще было очень много беглых. Недалеко от села есть Романов овраг, который, говорят, был приютом для разбойников. Там скрывался их атаман».

Другая версия записана от Анастасии Федоровны Сенюшкиной.

«Давным-давно на месте села было поле. По нему шла дорога, которая соединяла разные деревни с центром (базаром). И по этой дороге по воскресным дням крестьяне везли свой товар. Дорога была дальняя, и люди останавливались на отдых возле сосны с красно-коричневой корой. Между собой они стали называть это место «Красная Сосна». Многие крестьяне свои товары недовозили до базара, распродавали здесь, обменивались у сосны. Так стал здесь образовываться маленький базар, потом постепенно началось строительство жилья. Сосну потом почему-то спилили. Говорят, построили на этом месте церковь, уже сейчас ее нет. А название места перешло на название села.

Уже по сведениям 1857 года в селе было 156 дворов с числом жителей до 1000 человек, имелась почтовая станция, а также церковь деревянная, обнесенная оградой. Престол в ней один - во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковной земли - одна десятина усадебной и 33 - пахотной и сенокосной.

Село Красная Сосна - не боярское. Здесь жили удельные крестьяне. Был выборный староста, который решал все сельские дела. Тех из людей, которые допускали нарушения и несогласие, сход вынес решение выселить в Облаевку, поодаль от села.

Село Красная Сосна находится в 12 верстах от Базарного Сызгана. Когда идешь в село, на полуверсте влево от дороги есть небольшое озеро, принадлежащее сызганскому землевладельцу Щербакову. Про это озерцо рассказывают небывалые вещи: говорят, что оно бездонное, что однажды всплыла на поверхность корабельная доска, дескать, соединяется озерцо с морем. Более реально, если в озерцо скидывали обломки телег, когда разбойники грабили, убивали путников.

До «воли» крестьянам разрешалось мочить в озере коноплю, которая, говорят, выходила очень хорошая: вода в озере какая-то особенная.

Зимой, с осени до Троицына дня, в селе делали мыкальники в лукошки да решета: самая лучшая пора для этого, так как сок осины в это время легкий и жидкий и не так скоро застывает на свежем воздухе.

Земледельческое хозяйство в Красной Сосне было не очень развито из-за плохого качества земли.

Через село проходила «Большая дорога», по которой прогоняли этапом заключенных. Прокладывали эту дорогу по приказу Екатерины II. Дорога очень широкая, а по сторонам были посажены уже большие деревья, сосны. По этой дороге как-то ехал помещик со своей дочкой. В пути она сильно заболела, а в Красной Сосне умерла. Отец похоронил ее на сельском кладбище. Ее могила очень выделялась среди остальных: стены могилы кирпичные и положена была могильная плита из гранита. За склепом ухаживали, но сам помещик больше в селе не бывал.

В Красной Сосне было две формы землевладения: надельное и купеческая земля - купчая. Отличие надельных земель от купчих заключалось в том что до полного выкупа они считались неполной собственностью крестьян. Их можно было передавать по наследству, сдавать в аренду, но нельзя было продавать. Крестьянин не мог также отказаться от надела или не возделывать его».

(Продолжение следует)

    Пресс-релиз